МАОУ "СОШ п.Тепличный"
п.Тепличный МО "Город Саратов"
  • Медиация

    Школьная служба медиации

    Школа - это целый мир, своеобразная модель социума, где собрались несколько сотен детей и несколько десятков учителей. Этот мир ограничен пределами школьных стен и периметром двора.

    Главная цель медиации - превратить школу в безопасное, комфортное пространство для всех участников образовательного процесса (учеников, учителей, родителей)

    Школьная медиация нужна для мирного решения проблем, снижения уровня стресса в школе и сохранения добрых отношений.

    Можно ли в таких условиях совсем-совсем обойтись без конфликтов?

    Наверное, да, но это уже будет что-то из разряда утопии. А поскольку Томасом Мором никто из нас себя не считает, давайте будем более реалистичными и для начала честно признаем проблему, а затем обсудим один из способов ее решения.

    Итак, школьные конфликты неизбежны. В них бывают вовлечены учителя, ученики и их родители. Поэтому главное - научиться выходить из конфликтов с наименьшими потерями для всех сторон. Зачастую для решения самых сложных вопросов, разобраться с которыми двум лицам самостоятельно никак невозможно, приглашается третья сторона, нейтральное лицо - медиатор.

    «Медиация (посредничество) - это переговоры между двумя конфликтующими сторонами в присутствии третьего лица (медиатора), который следит за тем, чтобы переговоры велись в определенных структурированных рамках.

    Цель медиации - добиться соглашения между сторонами. При этом все решения относительно предмета переговоров и способа разрешения конфликта принимает не медиатор, а сами стороны.

    Медиатор ни в коем случае не считает себя выше спорящих, не навязывает им свое мнение, не подталкивает ни к какому решению. Он как будто бы модерирует беседу, то есть просто держит конфликтующие стороны в определенных границах, не позволяя им оскорблять друг друга, переходить на личности, уходить в сторону от обсуждения спорного вопроса или ущемлять интересы кого-либо из участников.

    Суть процесса медиации в том, что спорщики сами должны прийти к оптимальному решению, которое в равной степени устроит обе стороны, которое будет понятно всем участникам, а договоренности будут ими неукоснительно соблюдаться. И в этом не будет никакого внутреннего конфликта, потому что решение спорщики выработали сами, они понимают его от и до, согласны с его сутью.

    «Школьная медиация - метод, использующий медиацию в учебно-воспитательном процессе. Он призван помогать всем участникам образовательного процесса в создании условий для снижения конфликтности, проявлений агрессии, физического и психологического насилия. Для метода "школьная медиация" школа - это "школа жизни", "школа социального взаимодействия" и школа коммуникации (общения)". Помимо медиации как процедуры разрешения споров, метод школьной медиации включает и "медиативный подход" - инструмент позитивного общения между взрослыми и детьми, построенный на принципах добровольности, открытости, принятия, уважения друг к другу.

    Медиация в школе или «Служба примирения» - это новая технология решения конфликтных ситуаций в школе. Она должна создавать условия «не карательного, а конструктивного разрешения конфликтов». «Это форма социально-психологической помощи всем участникам образовательного процесса в конфликтах, тяжелых жизненных ситуациях, случаях правонарушений обучающихся».

    ЦЕЛЬ школьной службы примирения - формировать умение обучающихся, работников организации и педагогов цивилизованно и конструктивно решать конфликты; Помощь в разрешении конфликтных ситуаций на основе принципов восстановительной медиации.

    «ВОССТАНОВИТЕЛЬНАЯ МЕДИАЦИЯ»

    Понятие «восстановительная» указывает на важность восстановления человеческих отношений.

    Восстановительная медиация - процесс, в котором ведущий программ восстановительного разрешения конфликтов создает условия для восстановления способности людей понимать друг друга и договариваться о приемлемых для них вариантах разрешения проблем (при необходимости ‒ о заглаживании причиненного вреда), возникших в результате конфликтных ситуаций.

    В ходе восстановительной медиации применяются разнообразные техники:

    • медиативная беседа,
    • диалог,
    • мозговой штурм,
    • переговоры,
    • методы решение проблемы,
    • метод разработки решений (Бессимер Х.),
    • методы активного слушание,
    • пассивное слушание,
    • перефразирование,
    • воздействия на один из компонентов конфликта (Бессимер Х.),
    • «отражение чувств и состояний»,
    • «упражнение «Я-высказывания» (обращаться к оппоненту необходимо от своего «Я») и др.

    В процессе медиации создаются такие условия, где обе стороны конфликта, чувствуют себя в безопасности и могут быть искренними. А для этого создаются условия для соблюдения принципа конфиденциальности, в основе которого лежит то, что после процедуры медиации стороны не будут выносить услышанное за пределы помещения.

    Школьная медиация - мирное решение и снижение уровня проблем в школе. Медиация - путь к гармонии.

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie